Богослужение на Вербное воскресение 13.04.25

С праздником Входа Господня в Иерусалим — Вербным воскресеньем, Православные! Это праздник выбора. Господь выбрал войти в Иерусалим, понимая, что, несмотря на сегодняшние овации народа, Ему предстоит здесь претерпеть мучительную смерть за всех нас. Стать Тем, Кто «положил душу свою за друзей своих». Быть Первопроходцем, образцом и идеалом этого подвига. Жители Иерусалима выбрали в этот день приветствовать Христа, но менее чем через неделю выберут ненависть и крики: «распни Его». Ученики выбрали сопровождать Его всегда, затем в последний момент отрекутся от этого выбора, разбегутся, но потом принесут покаяние и будут верны до смерти. Кроме одного ученика, который вместе с Его матерью и ученицами выберет путь верности всегда, вопреки страху смертному, и проводит Его до подножия Креста. Страшен выбор того ученика, который буквально через два дня изберёт путь предательства. А ещё были дети. Сказать, что они выбирали… не выбирали так, как выбор делают взрослые. Они со всей силой детской искренности радовались Спасителю. Это был естественный выбор, их искренний ответ на то, что Господь коснулся их сердец. Сегодня и ежедневно — день выбора для каждого из нас. Выбора, казалось бы, личного. Но выбор личный открывает нам путь бытия в единении с братьями и сёстрами, бытия в Церкви. Или, наоборот, адского бытия без Церкви. Из текста праздничной службы: С ветвьми умно очищени душами, якоже дети Христа восхвалим верно, велегласно зовуще Владыце: благословен еси Спасе в мир пришедый, спасти Адама от древния клятвы, духовно быв Человеколюбче Новый Адам, якоже благоволил еси:вся Слове к полезному устроивый, слава Тебе. Перевод на русский: Очистившись душами, с ветвями восхвалим мысленно и верно Христа как дети, громогласно взывая Владыке: «Благословен Ты, Спаситель, в мир пришедший, чтобы спасти Адама от древнего проклятия, по Своему благоволению духовно став новым Адамом, Человеколюбец. Все к полезному устроивший, Слово Божие, слава Тебе!»

А они ведь заходили в Иерусалим, как триумфаторы. Потому что шли они с самим Учителем, который скоро станет Царём Израиля. Ну так они полагали. Хотя Он им говорил, чем все должно завершиться. Но они все равно ведь слышали что-то другое, что-то своё. И совсем недавно, они были свидетелями чудес, которые творил Учитель. Лазарь у них на глазах воскрес. И сами и лечили, и изгоняли бесов, потому что Иисус наделил их силой. И толпа в Иерусалиме приветствует и Иисуса, и апостолов. Они заходят, обласканные славой. Да, гонимые фарисеями, да, приследуемые фарисеями, которые ищут, чтобы погубить Иисуса. Но тем не менее. Впереди них бегут слухи о чудесах, которые они делают, об удивительном Учителе. Только сам Иисус знает, что будет всего спустя неделю. Кто предаст, кто отречется, знает, что справа и слева от него не апостолы будут (как хотела было заботливая мама), а два разбойника. А из учеников у креста будет стоять лишь Иоанн, и что ученики, которые только вот недавно творили сами чудеса, будут полны сомнений и страхов. Вербное Воскресение это праздник, который помимо радости даёт нам напоминание. И не только о том, что путь от "осанна" до "распни" предельно короток. Но и о том, что можно быть вроде бы убежденным в своей вере, в сопричастности Христу и Церкви, а потом случается нечто, чего не ждал. И это испытание, в котором сохранить Веру оказывается сложно. И иногда вернуться к ней можно лишь через покаяние. И шаг от Веры к разочарованию сделать очень легко. Даже если ты убеждён, что никогда такого не будет. Всех с праздником, братья и сёстры.


Назад к списку