Фрагмент книги А.И. Осипова "Православие"

Человеческая природа как по телу, так и по душе гармонична, прекрасна и живет по присущей ей законам. Поэтому Бог предупреждает человека не совершать поступков, противоречащих им, поскольку такие деяния ранят и уродуют его душу и тело. На языке религии эти предупреждения называются заповедями, а нарушение их – грехом. Апостол Иоанн Богослов пишет: Грех есть беззаконие (1Ин. 3: 4).

Грехом, таким образом, человек вредит себе, естественно получая возмездие, а не Бога оскорбляет (преподобный КАССИАН РИМЛЯНИН говорит: «Без богохульства нельзя приписывать Ему возмущение гневом и яростью»). Именно так объясняет природу греха и страданий преподобный МАРК ПОДВИЖНИК. Он писал: «Господь положил, чтобы за каждым делом, добрым или злым, приличное ему воздаяние следовало естественно, а не по особенному назначению [от Бога], как думают некоторые, не знающие духовного закона». То есть грехи и страсти («страсти» – славянское слово, означающее страдание) в самих себе несут воздаяние согрешающему. Более того, как предупреждает преподобный АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ: «с демонами мучителями соединяют».

Но в иудействе и язычестве, а затем в католицизме и протестантизме, Божественные заповеди рассматриваются как извне данный человеку закон, нарушением которого (грехом) наносится оскорбление Богу и влечет за собой соответствующее от Него наказание. Патриарх Сергий (Страгородский) в связи с этим приводит слова святителя ГРИГОРИЯ НИССКОГО: «Ибо что по необходимости следует, то по извращению (смысла) называем воздаянием». Но именно такое юридическое, грубо антропоморфическое ветхозаветное понимание греха утверждается в католическом Катехизисе: «Грех есть оскорбление Бога».

Отсюда происходит и глубокое искажение понимания спасения, совершённого Господом Иисусом Христом. Если святоотеческое учение говорит о спасении как исцелении поврежденной природы человека и ее обо́жении, то в католицизме и протестантизме оно трактуется, прежде всего, как снятие вины с человека за его грехи и избавление от геенских мучений. Справедливо писал патриарх СЕРГИЙ (СТРАГОРОДСКИЙ), что вместо Бога они ищут безнаказанности. Поэтому спасение – это «избавление от страдания, причиненного грехом». Бог «является только средством к достижению благополучия».

https://alexey-osipov.ru/books-and-publications/uchebnoe-posobie-po-apologetike/lichnyy-grekh/

https://www.youtube.com/watch?v=d2TC6AtxjQs&t=1s


Назад к списку