Статья из православного календаря. Неделя 21-я по Пятидесятнице, Пятидесятнице.Сщмчч. Никандра,еп.Мирского, и Ермея пресв.
Каждый человек призван к тому, чтобы стать Христом, помазанником Божиим, носителем благодати Божией, Богоносцем и Христоносцем, и совершается это не силою человеческой, а силою Божией, которая подается человеку в святом причащении.
Поэтому каждый ученик Христов устремляется к Чаше постоянно. Это средоточие всей его жизни, без этого он не мыслит своего существования, это цель и смысл всего его бытия. А если человек не имеет такой любви ко Христу и все же причащается Святых Христовых Тайн, то это еще и опасно, потому что он не благодать Божию воспринимает, а сжигает свою душу. Если ты не встал на путь смирения, на путь достижения любви, а хочешь причащаться — тогда, значит, ты просто не понимаешь, что такое причастие.
А тот, кто не понимает, чего он причащается, тот в суд себе ест и пьет, как сказал апостол. От этого многие внезапной смертью умирают и часто и сильно болеют.
Почему, прикоснувшись к Богу, можно умереть или тяжело заболеть? Дело вот в чем. В таинстве покаяния человек отделяет себя от греха. И благодать Божия, которая подается ему в таинстве покаяния и в причастии, весь этот грех сжигает, потому что Бог есть огонь, сжигающий всякую нечистоту. А если человек не кается в грехах, не борется с собой, а продолжает свою обычную, греховную жизнь, тогда все это остается в его душе — и огонь, который призывается попалить его грехи, сжигает их там, внутри. Поэтому страшно причащаться без покаяния, без желания сегодня же исправить свою жизнь в том, в чем ты осознал; безумно, слепо, во что бы то ни стало причаститься неизвестно чего, чего ты даже не понимаешь, причаститься только потому, что Великий Четверг, потому что Пасха, потому что день рождения, потому что именины или там еще что-нибудь.
И если священник иногда отлучает от причастия, это не оттого, что он злой или жадный. Нет, Чаша эта не принадлежит священнику, хотя он и является хранителем таинств Христовых. Священник не может причащать человека, явно согрешающего смертными грехами, потому что жалеет его и не хочет, чтобы огонь небесный сжег его на месте. Поэтому он старается увещевать этого человека, остановить его в грехе, заставить одуматься. И тогда благодать, которую человек получит в таинстве, подаст ему силу, чтобы сделать следующий шаг навстречу к Богу, потому что сам себя очистить он не может. Мы очищаемся от грехов Кровью Христовой, и ничем иным.
Из проповедей и бесед протоиерея Дмитрия Смирнова.
Назад к списку