Статья из православного календаря. Неделя 19-я по Пятидесятнице, Прп. Илариона Великого.

Каждого из нас время от времени посе­щает дух уныния, а некоторым удается в нем даже довольно долго пребывать. А почему Господь попускает человеку впасть в состоя­ние уныния? По двум причинам. Первая, самая распространенная — это гордость.

Любое проявление гордости — например, осуждение людей или обстоятельств, кото­рым абсолютно все постоянно грешат, — просто отгоняет от души человека благодать Святаго Духа. А как только благодать Божия покидает человека, он, естественно, приходит в противоположное состояние — в уныние. И нужно обязательно вспомнить, < что этому унынию предшествовало, кого я осудил, кого обидел, над кем превознесся, где я эту гордыню проявил, и покаяться Богу, а потом поскорее прийти на исповедь, потому что во время исповеди происходит таинство.

Если человек действительно покается, то Господь Святый Дух придет через возложение рук священника и очистит его от этой скверны, и ему сразу станет легче, и можно будет сделать следующий шаг. Если не выздоровеем сразу, то хоть легче станет. Разве это мало? Но человек, который пребывает в духе уныния, обычно не хочет каяться, даже мысль об этом ему тяжела. Почему сатана так на него наваливается? Потому что знает, что исповедь — это уже первый шаг к тому, чтобы от этих пут освободиться. Поэтому всячески внушается мысль, что ты уже сто раз исповедовался, все одно и то же, какой в этом смысл, все равно батюшка ничего не поймет и прочие обычные вещи.

А вторая причина уныния — если человек действительно подвизается по-хри­стиански, старается в свою меру, как может и как ему благословлено, в своем посильном подвиге. И когда он подвизается честно и не по гордости на себя что-то взваливает, то его неизбежно, как всякого подвижника, сопровождает дух уныния, он всегда рядом. Это закономерность духовной жизни. Дело в том что, когда чело­век правильно подвизается, сатане невозможно его ничем сбить: его невозможно ни напоить, ни ввести в блуд, человек внимательно следит за своим языком, внима­тельнейшим образом выполняет правило, постоянно причащается, всегда молится, твердо и совершенно легко постится. Когда человек идет таким правильным, средним, царским путем, то как сатане к нему приступить? Только постепенно, через помыслы ввести в дух уныния, чтобы он все бросил. Поэтому у настоящих под­вижников борьба с духом уныния идет постоянно.

Из проповедей и бесед протоиерея Дмитрия Смирнова.


Назад к списку