Статья из православного календаря. Неделя 13-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением.
В евангельской притче о злых виноградарях речь Свою Господь обращал к иудеям, и «первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка». Они прекрасно поняли, о ком идет речь, хотя впрямую это и не говорилось. Да, действительно, виноград — это Израиль, который Господь оградил заповедями Божиими от всего остального мира. Но когда Господь хотел собрать плоды праведности, то оказалось, что их нет, потому что делатели оказались недостойными. Более того, пророков, которых посылал Господь Своему народу, они убивали, побивали камнями, а когда пришел Сын Человеческий, с Ним поступили так же.
У этой притчи есть и второй план, он касается всей Церкви. Две тысячи лет назад Господь насадил на земле Свой виноград — Церковь Божию. И что же? Люди, которые приняли святое крещение и через это стали членами народа Божия, нового Израиля, в большинстве своем также не приносят плодов покаяния, не приносят плодов жизни. Более того, большинство крещеных людей (а их сотни миллионов во всем мире) не только не лучше язычников или носителей иной веры, но часто много хуже их. Господь так же, как и прежде, посылает угодников Божиих, для того чтобы они взывали к совести людей. И если мы рассмотрим жизнь пророков Божиих уже нового времени, то увидим, сколько им пришлось натерпеться от соплеменников, от людей крещеных, которые должны были бы возгораться духом от присутствия этих святых в мире. Но нет, мы видим зло, гонения, всякие издевательства и убийства без числа.
Поэтому притча о виноградарях и вызвала у первосвященников, архиереев иудейских, и фарисеев такую злобу, ненависть ко Христу. Всякая правда о человеке вызывает в нем злобу и ненависть. Почему? Потому что у него два пути: он либо должен не принимать эту правду и попытаться как-то оправдаться, а если источник этих слов продолжает существовать, то его надо убить. Либо он должен эту правду принять и сам измениться, исправиться, то есть покаяться. А покаяться очень тяжело. Покаяться — это значит делать все не так, как хочется, а переламывать себя, ущемлять, проявлять самоотречение. Но эгоизм этому мешает. Поэтому многие люди сами вокруг себя ад создают, в нем живут, к нему привыкают и очень органично вместе со смертью потом переходят в преисподнюю на веки вечные.
Из проповедей и бесед протоиерея Дмитрия Смирнова.
Назад к списку