Статья из православного календаря. Неделя 13-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением.

В евангельской притче о злых виноградарях речь Свою Господь обращал к иудеям, и «первосвященни­ки и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его по­читали за Пророка». Они прекрасно поняли, о ком идет речь, хотя впрямую это и не говорилось. Да, действи­тельно, виноград — это Израиль, который Господь оградил заповедями Божиими от всего остального мира. Но когда Господь хотел собрать плоды правед­ности, то оказалось, что их нет, потому что делатели ока­зались недостойными. Более того, пророков, которых посылал Господь Своему народу, они убивали, побивали камнями, а когда пришел Сын Человеческий, с Ним поступили так же.

У этой притчи есть и второй план, он касается всей Церкви. Две тысячи лет назад Господь насадил на зем­ле Свой виноград — Церковь Божию. И что же? Люди, которые приняли святое крещение и через это стали членами народа Божия, нового Израиля, в большинстве своем также не приносят плодов покаяния, не приносят плодов жизни. Более того, большинство крещеных людей (а их сотни миллионов во всем мире) не только не луч­ше язычников или носителей иной веры, но часто много хуже их. Господь так же, как и прежде, посылает угодников Божиих, для того чтобы они взывали к совести людей. И если мы рассмотрим жизнь пророков Божиих уже нового времени, то уви­дим, сколько им пришлось натерпеться от соплеменников, от людей крещеных, которые должны были бы возгораться духом от присутствия этих святых в мире. Но нет, мы видим зло, гонения, всякие издевательства и убийства без числа.

Поэтому притча о виноградарях и вызвала у первосвященников, архиереев иудей­ских, и фарисеев такую злобу, ненависть ко Христу. Всякая правда о человеке вызывает в нем злобу и ненависть. Почему? Потому что у него два пути: он либо должен не принимать эту правду и попытаться как-то оправдаться, а если источник этих слов продолжает существовать, то его надо убить. Либо он должен эту прав­ду принять и сам измениться, исправиться, то есть покаяться. А покаяться очень тяжело. Покаяться — это значит делать все не так, как хочется, а переламывать себя, ущемлять, проявлять самоотречение. Но эгоизм этому мешает. Поэтому многие люди сами вокруг себя ад создают, в нем живут, к нему привыкают и очень органично вместе со смертью потом переходят в преисподнюю на веки вечные.

Из проповедей и бесед протоиерея Дмитрия Смирнова.


Назад к списку