Статья из православного календаря. Семидица 1-я Великого поста. Понедельник.

Предпринимаемый Церковью Великий пост должен служить умножению в нас любви. Только в этом его смысл. Пост служит прежде всего внутреннему, потому что если мы будем поститься внешне, то будем подражать бесам, которые вообще ниче­го не едят. Богу нужно, чтобы пост имел результат, чтобы действительно мы стали добрее, милосерднее, воздержаннее, чтобы мы в каких-то добродетелях — может быть, не во всех, а в одной — преуспели хотя бы чуть-чуть. Вот в этом смысл и цель поста. Но всякий подвиг христианский, всякое исполнение добродетели должно быть обязательно тайное, чтобы не давать повода для тщеславия, которое перечеркивает все наше усердие. Господь призывает нас втайне трудиться над своим сердцем, ниче­го не делать напоказ, чтобы мы ни от кого не требовали награды, внимания, похва­лы. И тогда Господь, «видящий тайное, воздаст явно» — даст нам благодать Божию.

Пост предпринимается для того, чтобы мы хотя на некоторое время постарались от всего земного отойти, пожили бы небесной жизнью, как-то приобщились к жиз­ни подлинной, к жизни духовной, к веселью духовному. И если наше сердце суме­ет в течение поста прилепиться к этому деланию, тогда оно в нем и останется, тогда каждый пост для нас будет новым шагом к небесам.

Однако надо помнить, что для каждого вступившего на поприще поста есть некоторые подводные камни, о которых предупреждает святой апостол Павел в По­слании к Римлянам: «Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечение о плоти не превращайте в похоти». Вода, пища, жилье, одежда — все это для человека необходимо, но под этим благовидным предлогом можно действовать по собственным похотям, то есть иметь и излишнюю пищу, и излишнюю одежду, и излишнее питие, и излишний покой тела. И постом это надо постараться преодолеть.

Надо в течение поста воспитать себя в строгости и по отношению к ближнему, потому что мы постимся, а другие нет, и из-за этого возникают всякие сложности: то мы превозносимся над кем-то, то начинаем спорить, то отстаиваем свою свободу до крика. Принимай человека как данность: вот он такой, не надо его переделывать, не надо с ним спорить, не надо его ни в чем убеждать, потому что это бессмыслен­но. Какой есть человек, такой и есть, это не твое дело, не надо никого осуждать. Твоя душа пребывает в погибели — вот ею и занимайся изо всех сил, трудись над нею, и этого будет вполне достаточно.

Из проповедей и бесед протоиерея Дмитрия Смирнова.


Назад к списку