Статья из православного календаря к евангельскому чтению Недели о Страшном суде

 

 

Евангельское чтение Недели о Страшном суде в притчевой  форме рассказывает, как Господь будет судить всех людей. Суд — это символ, потому что очень трудно да и невозможно то, что происходит на небесах, рассказать на человеческом языке. На самом деле суда с адвокатами, присяжными, прокурором, приговором - этого ничего не будет. Суд человек устраивает себе сам, и сам себе объявляет меру наказания, и сам же это наказание будет нести. Но чтобы объяснить падшему человеческому сознанию, как это будет, Господь прибегает к притче. «...И отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов». Это разделение уже и сейчас про­исходит. Все народы разделены: одни ко Христу тяготеют, другие к Мухаммеду, третьи к Будде, четвертые к вину и так далее. У каждого свой бог. По какому же признаку Господь отделит овец от козлов «и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — полевую»? Дело в том что Царствие Божие — царство любви, поэтому достичь его может только тот человек, который достиг любви в течение своей жизни. А что такое любовь? Это всегда жертва. Оказать кому-то любовь — это значит в чем-то принести себя в жертву. Например, в очереди ты стоишь первый, а он по­дошел последний, и оказать ему любовь — это значит пропустить его вперед. И это бывает всегда за счет себя. Не обязательно речь идет о темнице, и не так уж часто встретишь на улице такого раздетого, чтобы он нуждался в твоем пальто. Нет, совсем не это имеется в виду, а то, чтобы преодолеть любовь к себе, свой собственный эгоизм. Все в миру устроено таким образом: кто первый, кто лучше. А Господь ждет совсем другого. Потому что жизнь, направленная на себя, противоположна любви. Господь пришел на землю и дал нам совершенно иной образ жизни. И многие были покорены красотой вот этого действия, когда сильный отдает себя целиком для того, чтобы спасти слабого. И Всемогущий Бог, ставший человеком, совершил этот подвиг с той целью, чтобы люди, у которых в сердце осталась еще часть, не по­врежденная грехом, откликнулись на этот призыв и возжаждали того же. И так воз­никло новое человечество, новый народ, Церковь Божия — собрание людей, руко­водствующихся принципом жизни по любви, который совершенно отрицает жизнь мирскую, ей совершенно противоположен. Слава Богу, в каждом поколении людей не иссякает эта жажда подвига любви. Но, конечно, нужно понимать, что желание — это еще не подвиг, это есть только Доброе намерзние. И когда человек, возжелав жить таким образом, начинает пытаться что-то такое совершить, он встречает очень много препятствий. Во-первых, ему со­вершенно некогда. Во-вторых, раздражение мешает. В-третьих, оказывается, что все люди вокруг плохие, все с какими-то изъянами, и как-то и не хочется для таких плохих ничего делать. И сразу становится скучно, уныло, и добрые эти дела не хо­чется делать, потому что чем больше добрых дел делаешь, тем больше в ответ по­лучаешь зла. И многие, попытавшись делать что-то доброе, очень быстро остывают. Потому что делание добра требует подвига, сильной воли, и, когда человек, упор­ствуя, продолжает это делать, он видит, что силы его быстро иссякают. Человек начинает понимать, что если в этих делах ему Бог не будет содействовать, то тогда ничего у него не получится. И вот если человек, вознамерившись идти путем подвига любви, будет постоянно искать помощь и опору в Боге, в Его животворящей силе, которую мы называем бла­годатью Божией, и если намерение его будет неотступно, постоянно и сильно, тогда Господь такому человеку — только такому! — дает благодать Святаго Духа. И каждый человек каждое утро встает перед выбором: буду ли я идти путем деятельной любви или я, наоборот, этот день проживу так, чтобы как можно боль­ше извлечь себе всяческой пользы от других? Поэтому каждый день, когда мы вста­ем на молитву, — это есть Страшный суд; каждый день, когда мы приходим в цер­ковь, — это есть Страшный суд; каждый день, когда мы открываем Евангелие, — это есть Страшный суд: слово Божие судит нас. И если мы все-таки в результате этого суда не встанем на сторону Евангелия, значит, мы отошли по левую сторону, отошли сами. Не Бог нас наказывает, не Бог нас от Себя отвергает, нет. На самом деле только человек отворачивается от Бога.

Из проповедей и бесед протоиерея Дмитрия Смирнова.

 



Назад к списку