Статья из православного календаря к празднику собора новомученников и исповедников Российских

Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Когда мы собираемся в церкви, Господь присутствует, потому что мы здесь совершаем таинства. В церкви вообще все таинство — молитва, например. Стоит человек, осеняет себя крестным знамением и кланяется. Тот, кто никогда не видел православного христианина, скажет, что он с ума сошел, или гимнастику делает, или еще что-то.  Это потому, что ему доступно только внешнее, а внутреннее — что в этот момент человек к Богу обращается, а Бог отвеча­ет — он не видит, видит только обряд. В переводе на русский язык «обряд» значит «одежда». И что этот обряд обряжа­ет, одевает? Некую невидимую часть происходящего. Покаяние видно глазами? Нет. Мысли человека видно глазами? Нет. Человек подходит ко кресту и Евангелию, кается в сво­их грехах, какие-то слова произносит — видно, как сердце его очищается? Нет, не видно. Священник покрывает его епит­рахилью, читает над ним молитву. Внешне самое обычное дей­ствие, а что происходит в этот момент невидимо? Если человек называет грехи, но в них не кается, то как он пришел с чер­ным сердцем, так с черным и ушел. Если человек подошел с пятью грехами, а раскаялся только в одном, значит, эта чернота чуть-чуть убавилась. Если человек подошел с пятью грехами, четыре исповедовал, а пятый утаил сознательно, чернота эта увеличилась вдвое. Одно дело не исповедовать по забывчивости, по неразумению — выпало у человека из головы или он не может еще раскаяться, не чувствует греха, ловек сознательно утаивает грех, по разным причинам: стесняется, боится, еще ка­кие-то у него глупые соображения. В таком случае грех становится сугубым, то есть двойным, увеличивается. И это все происходит невидимо для глаз, поэтому и называется таинством.

 

Или таинство крещения. Вышел священник, надел белую ризу, помолился над свя­той водой, воду освятил, трижды погрузил человека в святую воду: «Крещается раб Божий такой-то во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Что в нем изменилось? Внешне ничего не видно, а внутренне он получил отпуще­ние всех грехов в купели крещения, стал чист, как будто ни одного греха никогда не творил, и получил залог Святаго Духа. А видно Святаго Духа в нем? Большинству не видно, потому что это произошло таинственно, невидимо.

Эту благодать невидимую подает только Господь и только в храме.

Из проповедей и бесед протоиерея Дмитрия Смирнова.


Назад к списку