О "основаниях"


О проповеди Иоанна Крестителя пишут все евангелисты, а о рождестве - только Лука. Адресуя свое Евангелие некоему Феофилу, он обещал, "по тщательном исследовании всего сначала, по порядку", сообщить "твердое основание того учения", в котором тот уже был наставлен (Лк. I, 3-4).

И в самых первых строках он пишет о священнике Захарии и жене его Елизавете, которые "были праведны пред Богом". Они были бездетны, а бездетность в Божьем народе считалась проклятием, и такие были в поношении у людей. И вот они дожили до старости, потеряли надежду на чадородие. Бог как бы отвернулся от них, а они все хранили Ему верность, "поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно". Вот, были такие верные Богу люди на земле, и это стало основанием милости Божией, основанием схождения Бога в мир.

А когда Архангел возвестил Захарии о том, что у него родится сын, предназначенный возвратить непокорным "образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный", Захария изумился: "По чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных".

II вот — основание, на котором Бог начинает непосредственно созидать дом нашего спасения: это... человеческое бессилие и человеческое бесплодие. Это — чтобы здание было прочнее, чтобы никакая человеческая глина не примешалась к Божественному камню. Это - чтобы "никакая плоть не хвалилась пред Богом" (I Кор. I, 29).

Чтобы Захария и Елизавета, ощутив силу Промысла Божия в зачатии и рождестве Иоанна, ни на минуту не забывали, что на младенце рука Божия, и не мешали бы этой руке вести его.

В рождестве Иоанна мы видим основание того, что когда он вышел на проповедь, с такой верой и с такой готовностью "выходили к нему" люди. Потому что все, связанное с его рождеством, происходило на виду у всех. Когда Архангел говорил с Захарией, народ ожидал его "и дивился, что он медлит в храме". А когда он, опаленный небесным страхом и пораженный немотой, вышел, то все "поняли, что он видел видение".

Многие были свидетелями и чудесного разрешения от бремени Елизаветы, и чудесного разрешения от немоты Захарии, и того пророчества, которое он изрек о своем сыне. "И был страх на всех, живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем", Тридцать лет ждал народ, "что будет младенец сей?"

Л он, к тому же, находился в пустынях до дня явления своего Израилю. За это время истина обросла слухами, реальность стала по­хожей на легенду, и весь народ всколыхнулся, как только он вышел "пред лицом Господа — приготовить пути Ему".

Итак, "ночь прошла, а день приблизился", тот самый "День Господень, великий и страшный" (Иоиль 2, 31), о котором полторы тысячи лет предвозвещали пророки.

А путь Господу готовится всегда один: "отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти".

 


Назад к списку