Статья из православного календаря к рождеству честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.


 

В каждом человеке существуют три сферы, но по тому, какая из них преобладает, люди разделяются на плотских, душевных и духовных. Для одного важней книгу почитать, а для другого — вкусно поесть. То есть один человек более плотской, другой более душевный. А для третьего важней Богу помолиться. Это сфера духовная. Понаблюдав за собой, мы заметим, что какая-то сфера в нашей жизни обя­зательно преобладает: то ли плотская, то ли душевная. И лишь духовная ни у кого из нас не преобладает. Это — результат   трагедии   человечества, к которой мы все причастны. Когда Адам отпал от Бога, духовная сфера его повредилась и он перестал видеть Бога.

А мы все правнуки Адама, поэтому духовная сфера и в нас повреждена.

Но Господь Иисус Христос, как говорится в одном церковном песно­пении, преклонил небеса, сошел на землю, и началась новая эра. И теперь каждому человеку дан шанс: любой может креститься и начать духовную жизнь, начать но крупицам восстанавливать в себе утерянное духовное, восстанавливать видение Бога, духовное познание иного мира, достичь жизни вечной.

Как человек состоит из тела, души и духа, так и окружающий мир состоит из материальной, душевной и духовной сфер. Мир материальный - это разные страны, предметы, растения, моря, горы, всякая материальная красота; все то, что можно потрогать. Мир душевный — это мир культуры, искусства, живописи. Он тоже имеет знаки материального проявления. Например, книга существует в виде печатных знаков, через которые мы входим тот мир, который создал автор. Или открывая нотную тетрадь, мы видим какие-то значки. Но оказывается, если сквозь эти значки пройти, мы войдем в совершенно особенный, созданный человеком мир музыки. И, употребив определенный труд, каждый может этот мир познать. И много-много других. А есть еще мир духовный — где живут святые, ушедшие от нас на небо; где живут все девять чинов ангельских; где живет Сам невидимый непостижимый Триипостасный Господь Бог в сиянии Своей славы. ТаM же живут и наши усопшие сродники — они не исчезли, исчезло только тело, их материальная, телесная жизнь.

Проявления душевной жизни остаются в веках — Достоевский, Моцарт, Бах, может быть, Римский-Корсаков. Это связано с тем, что в самых высших проявлениях душевной жизни человек касается жизни духовной. И когда в человеке есть отпечаток Божества, этот божественный талант, то даже душевное его произведение, плод его души будет жить вечно и  переживет создателя. Самая высшая сфера — это сфера духа, потому что из нее не исчезает ничто. Духовное вечно. И каждый человек, независимо от степени его одаренности, может достичь этой высшей жизни, которая есть общение с Богом. После Рождества Христова любой: крестьянин, плотник, ученый, музыкант, художник, милиционер, — может достигнуть духовной жизни, высшей, вечной жизни, которая никогда не кончается и пребывает вовек.

По церковному учению жизнь есть общение с Богом. Кто не имеет об­щения с Богом, тот не живет, потому что в его жизни нет полноты. Человек может сочинять музыку или писать замечательные рассказы, но если он не живет духовной жизнью, это жизнь неполная. Потому что когда он умрет и телесная его жизнь прекратится, то, окажись он в мире духовном, в мире духов, чем ему там жить? Романы писать? А там нет бумаги и письменного стола, там даже тела нет. И ему останется только страдать, потому что он привык к жизни плотской и душевной, которая за гробом реализоваться не может. Поэтому цель христианской жизни — достичь Царствия Небес­ного, то есть еще живя здесь, на земле, проникнуть в мир духовный.

Если бы сто лет назад кто-то сказал, что Бога нет, на него бы смотрели как на сумасшедшего: как так нету? это же очевидно. А для современного человека все наоборот. Он говорит: покажи мне Бога, потому что я даже не понимаю, о чем речь. То есть, оказывается, можно так удалиться от Бога, что потерять даже видение Его. Современный человек в этом смысле уни­кален, таких людей не было никогда на земле, с самого сотворения Адама, это совершенно новая формация. Возник совершенно новый, особенный человек, который не чувствует, не знает, не понимает и никак не ощущает Бога, поскольку целую сферу человеческой жизни отсекли.

Если человека ослепить, жизнь его будет ущербна, поскольку восемь­десят процентов информации о мире он получает через глаза. А если у че­ловека отнять духовную сферу, он превращается в нечеловека. Двадцатый век дал нам целый ряд таких страшных нелюдей, в которых нет ничего человеческого, их даже судить нельзя, их нельзя ни в чем обвинять. Это про­сто плеяда зверей, которые никогда раньше по земле не ходили. Это, коне­чно, большое достижение нашего века, но достижение, к сожалению, отри­цательное. Хотя в то же время двадцатый век дал и очень много святых.

И здесь мы подходим к весьма важной проблеме. Возьмем нашу историю. Тысячу лет прожила Святая Русь — и когда у нас был самый взлет духовной жизни? В какой век было больше всего святых, когда у нас была самая великая архитектура, самая великая живопись, самая великая му­зыка? В конце четырнадцатого — начале пятнадцатого века. А что в это время происходило в государстве? Полное разорение: князья между собой дерутся и еще призывают на помощь татар; постоянная междоусобица, храмы разоряют, дань берут, людей убивают, кровь течет рекой. Страшные времена. Спрашивается, как же так? Оказывается, существует закон: чем

больше угнетена материальная и душевная сфера жизни, тем больше расцве­тает духовная. Поскольку у человека сильно развита плотская и душевная сфера, это мешает жизни духовной. А когда все в тяжелом зажиме и полито кровью, то духовная жизнь расцветает лучше. Поэтому двадцатый век, когда душевная и материальная жизнь была зажата, и дал самое большее количе­ство святых, чем за всю предыдущую историю.

Вот на Западе никто никого не гоняет, никого не сажают, а люди в цер­ковь не ходят. Почему? А потому, что материальная сфера в высшей степени развита. Душевная тоже — всето полно, пожалуйста: какие хочешь фильмы смотри, какие хочешь книги читай, на любых языках; куда хочешь поезжай, музыку слушай любую. Абсолютно все доступно. И причем люди почти не страдают благодаря прекрасно развитой медицине. Все бы это хорошо, благо для тела и благо для души, но человек живет на земле временно. Сколько бы ты благ душевных и телесных ни получал, умирать все равно придется. Можно уехать в Эквадор, там, говорят, люди до ста лет живут и больше, есть такое селение. Богатые японцы так и делают, покупают там себе имения, а своими финансовыми империями управляют оттуда. Хотят подольше пожить.

Ну хорошо, сто пятьдесят лет прожил, ну двести восемьдесят, но по­том-то все равно умирать. А Христос нам другой путь предлагает: не так уж важно, как ты проживешь в смысле телесном и душевном, а главное — как в духовном; и главное не количество лет, а качество твоей жизни. Вот что важно, потому что за этой жизнью идет следующая, вечная. Здесь мы только в преддверии топ жизни, и надо скорей искать жизнь духовную, искать Царствие Небесное, искать Духа Святого, искать общения с Богом. Вот этим, собственно, Церковь и занимается, этому она и учит людей на протя­жении двух тысяч лет. Ученые говорят, что скоро на земле наступят очень мрачные времена. Они, конечно, наступят, это обязательно; и антихрист придет. Все это будет. Поэтому нам нужно не расслабляться, не распы­ляться по миру, а стараться собирать духовное сокровище по крупицам, стараться вникнуть в духовную жизнь, побольше молиться, все время по­нуждать себя на духовное делание, постоянно закалять и упражнять свою душу.

 


Назад к списку